Преобладающая часть детей разведенных супругов остается с матерью в качестве опекающего родителя. Международная практика называет такую семью – материнской семьей, второй родитель – приходящий отец.
Отношения с матерью складываются у ребенка неоднозначно. Часто мать, покинутая мужем, не готова принять то обстоятельство, что ребенок по-прежнему любит отца. Она ожидает, что ребенок разделит с ней отчуждение с человеком, причинившим ей много разочарований и обид.
Если визиты отца приобретают для ребенка праздничную окраску, становятся символом удовольствия, то мать представляется ему олицетворением повседневной скучной жизни, с ее требованиями дисциплины, выполнением обязанностей и применением мер наказания, это может привести к конфликту воспитания.
Остановимся на взаимодействии ребенка с приходящим отцом. Установлено, если отец, покинув семью, не заботится о ребенке и не общается с ним, в характере и поведении ребенка появляются негативные изменения. Такие дети могут чувствовать себя нелюбимыми, отстают от сверстников в социальной зрелости. Отсутствие контактов с отцом наносит вред детям, в равной мере мальчикам и девочкам.
Для мальчика отец – объект самоидентификации, мужской образец поведения. Отсутствие такого примера для подражания в материнской семье приводит к искажению представлений мальчика о роли мужчины.
Для девочки отсутствие отца – мужского символа – также чревато серьезными последствиями, так как в ее сознании не формируется реалистическое представление о мужской части общества.
Не менее тяжелой оказывается ситуация в семье, когда оставшийся с ребенком родитель (чаще - мать) стремится так воспитать ребенка, чтобы "всем было понятно, что и в отсутствии отца её ребенок вырос достойным". Обычно в подобных случаях мать стремится, во что бы то ни стало реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом не учитываются особенности ребенка, его реальные возможности, даже принципиально иное время, в которое он растет. Следствием этого несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка, как правило, становятся затяжные конфликты.